«Качество образования – качество жизни!»
Современное
качество образования не ругал только ленивый. Не меньше говорят и спорят о
качестве жизни. Слишком уж очевидным стало для всех резкое падение уровня и
того, и другого. Печально, что происходит это уже не одно десятилетие и
превратилось в устойчивый процесс, в историю нашей с вами жизни. Страшно
представить, если действительно(по Ю.Латыниной) "в истории торжествует то,
что экономически выгодно"...Тогда получается, что тема ,,Качество
образования -качество жизни" не что иное как идеологема...
Надо очень
постараться и воспринять эту тему не совсем уж как лозунг, а как некое
требование -просьбу, предложение -пожелание,"общественный
заказ",необходимость которого явно созрела.
Корень
разночтения и спорности вокруг понятия качества и жизни, и образования кроется
в их недостаточной определённости. Жизнь вносит свои коррективы, представляя
эти понятия на современном этапе не только не тождественными, но и попросту не
равноправными, без закономерного следования одного из другого.
Кроме того, что
понятие качества многомерно, оно ещё и эволюционно. Происходит смена
представлений о качестве товаров и услуг, качестве труда, работы, и качестве
продукции и т.д. И как следствие-смена представлений о качестве самой жизни в совокупности
всех её проявлений. Из институтского курса философии вспоминается определение Гегеля: "качество -есть, в
первую очередь, тождественная с бытиём определённость..." Но лично меня, как
рядового обывателя, но всё-таки гражданина, пугают провозглашения
типа"качество-категория будущего"(например в ст. Э.М.Вексоера) Как? Опять
не сейчас? Неужели мало опыта, пережитых бед, страданий, в истории
человечества, чтобы наконец-то усвоить, что отсутствие результата, плачевный
результат, или вовсе обратный желаемому - не есть качество! Может быть пора уже
сделать параллельным качество обучения - обучению качеству?..
Редко кто из
размышляющих о качестве жизни не встречал в различных публикациях ( в
частности- А.И. Субетто) понятие большого социального кругооборота
качества.("Качество человека-качество труда- качество продукции- качество
производства- качество технологии- качество культуры- качество науки- качество
образования- качество общественного интеллекта- качество экономики- качество
экосреды - качество общества- качество жизни- качество человека.") (вроде
ничего не упустила?)) В идеале было бы прекрасно, если бы все эти качества
соответствовали назначениям и требованиям, выводили на достойный уровень
успешности всех вместе и каждого в отдельности. Пока же, к сожалению, в
обыденном нашем существовании, точнее - в сосуществовании, наблюдается только
разрыв причинно-следственной связи между ними. И приходиться довольствоваться
определением качества жизни как степенью социального развития и полноты жизнеощущения
людей. Равно как и допускать возможным повышение качества жизни путём
самореализации и социальной активности.
В настоящее
время зачастую не наблюдается прямой зависимости качества жизни от качества
образования. Но очень хочется верить, что образование становится базисом
экономики, духовного и материального воспроизводства, и главным двигателем того
самого кругооборота...Для многих, увы, сегодня качество образования - это то, что
помогает жить или выживать в современном обществе, то, что, пусть не всегда, но
всё-таки позволяет чувствовать себя достойным и полезным. Или просто - состояние
внутреннего комфорта, внутренней гармонии...И никак не связанно с социальной
успешностью. Современные изыскания по теме качества образования предвосхитил
Н.Г.Чернышевский, написав: "Три качества -обширные знания, привычка
мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был
образованным в полном смысле этого слова." Трудно возразить... Только вот
с благородством чувств - большие проблемы. По моему мнению, повышать качество
образования надо начинать с воспитания. Ведь образованный - знает, умный - понимает,
то что знает, но только воспитанный не употребит эти знания во вред другим.
Убеждена так же, что одним из факторов качества образования несомненно является
компетентность педагога(и в предмете преподавания, и в процессе обучения, и в
вопросах воспитания). В воспитании, прежде всего, необходимо уделять особое
внимание формированию разумных потребностей. Ибо по потребностям можно судить
не только о стадии развития общества, но и об уровне развития конкретного
человека. Чем более духовны, нравственны потребности - тем более благополучно и
устойчиво общество.
Не могу не
подчеркнуть роль просвещения как важной составляющей образования. Ведь именно
оно (просвещение) призвано "проливать свет",провоцировать
возникновение "жажды знаний". Мой великий земляк Н.М.Карамзин
писал:"В одном просвещении найдём мы спасительное противоядие для всех
бедствий человечества". Это было почти 200 лет назад. А вот сто лет назад
священнослужитель Тихон Шаламов взывал в своей проповеди:"Смута на Руси
ныне великая...Но выбор есть всегда. Одни угнетают братьев своих, дерут три
шкуры с ближнего, нещадно спаивают, оболванивают верноподданническими газетами,
ведут словно скот на бойню кровавых войн. А другие сеют зёрна просвещения, отстаивают
гражданские права, свободы. Приближая тем самым то великое завтра, когда ни
один человек не будет пить кровь другого. И я говорю вам - образовывайтесь, и
будьте добрее! Ибо наш меч-это меч просвещения, добра общественной пользы, который
отсечёт вековое мракобесие, невежество и сделает нашу убогую матушку Русь
передовой державой мира. Образовывайтесь и ничего не бойтесь!"...Вот ещё
почти сто лет прошло...А впору пускать эту цитату бегущей строкой на половину
экрана в выпусках современных новостей...
Важность и
нужность образования, как и необходимость постоянно повышать его качество, переоценить
невозможно. Особенно сегодня, когда категория качества становится символом не
столько прогресса, сколько символом выживаемости цивилизации...(Дожили...Ну
ладно хоть опомнились).
А пока суть да
дело - детишек учить надо, уделять им много времени, внимания, сил. Я с детства
решила стать педагогом. Может быть, когда прочла у Диккенса "Человек не
может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться
другим".А может, когда услышала диалог в нашем культовом фильме:
"-Перевоспитываете, да?"
-Да. Я их, они - меня. Я пытаюсь учить
их думать, хоть самую малость. Иметь обо всём своё собственное суждение.
-А чему они Вас учат?
-Наверное, тому же самому..."
И так
получается, что мне всегда встречаются замечательные дети! Образуется, пусть и
не сразу, дружный класс ,группа. Хотя с ними порой не просто: не смотря на небольшую
разницу в возрасте - мы разные поколения...
А ещё мне несказанно повезло: в нашей семье
несколько педагогов. Самый яркий пример - моя бабуля - Учитель математики и
прекрасный Человек! Именно она внушила мне: "всякую работу нужно делать с
любовью и уважением (к самому себе, к тем, с кем ты это делаешь и для кого, с
осознанием необходимости дела) и получать от этого удовольствие. Повезло мне и
с коллективом, в котором тружусь с удовольствием сегодня. Мне всегда есть к
кому обратиться за помощью и советом! Всё это придаёт мне уверенности в своих
силах, в правильности моего выбора, побуждает совершенствоваться. Именно
поэтому я и участвую во всевозможных конкурсах и пишу эту статью.
И, не мудрствуя
лукаво, по дороге на любимую работу, вспоминаю с умилением
постулат,(сложившийся в то время ,когда я ещё понятия не имела о
"жизненном кредо"),из народной пословицы и высказывания великого
математика:
"Ученье - свет, а неученье - тьма."
А
"Математика-гимнастика ума."
|